страх

Почему возникает страх экзамена?

Дело же не в оценке.  Дело в том, что ситуация плохой оценки чем – то угрожает.

В детстве важность оценки придает родитель или человек его заменяющий. Сначала я слышу от клиентов что-то вроде: «да нет, оценки родителям вообще были не важны», а потом всплывают ситуации, когда ребенка лишали чего-то важного, когда он приносил четыре, а не пять.

А для ребенка это не просто лишение чего-то важного или момент воспитания. Это послание: оценки для меня важнее, чем ты. «Я буду любить тебя, когда ты будешь приносить только отличные оценки». Что трансформируется в детской психике в «если я не буду соответствовать этой планке, останусь один/меня бросят».

И поэтому в ситуациях перед тем, когда уже взрослого человека оценивают, внутри все сжимается, ладони потеют, в животе скручивает, а в груди неясная тревога, хотя в голове мысли: «чего такого, это же обычный экзамен, ничего не случится, если я не сдам».

Потому что это жуткий страх из детства дает о себе знать. Любой экзамен, аттестация, оценка новой/незнакомой группой людей может значить «я в опасности».

С этим нужно и можно работать.